Теория без практики мертва

Теория без практики мертва

Этот принцип взят на вооружение командованием Южного военного округа.

В зимнем периоде обучения дислоцированные на Юге России соединения и части Российской армии в учебно-боевой деятельности делали акцент не просто на совершенствовании навыков ведения боя в разных условиях, а на творческий подход при уничтожении «противника». Такой подход используется и в текущем полугодии. Наш разговор с заместителем командующего войсками Южного военного округа Героем России генерал-майором Рустамом МУРАДОВЫМ – о том, почему даже младшим офицерам важно думать нестандартно и действовать непредсказуемо и как это сказывается на итогах учебно-боевой деятельности войск ЮВО в целом.

– Рустам Усманович, сегодня в войсках идёт постоянное совершенствование боевой учёбы. Каким с этой точки зрения стал для Южного военного округа 2019 год? Какие требования командующего войсками округа по организации мероприятий боевой подготовки ставятся во главу угла?
– Позиция командования округа такова: мероприятия учебно-боевой деятельности должны проводиться таким образом, чтобы и командиры подразделений, частей и соединений, и их личный состав получали максимальный практический опыт, особенно необходимый при возможном выполнении боевых и специальных задач. Это в том числе и подготовка подразделений к действиям в боевой обстановке в составе ротных и батальонных тактических групп.
Потому в войсках и внедряются новые способы и формы занятий по боевой подготовке. Основные усилия сосредотачиваются на проведении тактических учений, в том числе двусторонних. Последние стали наиболее поучительными и активными, а при розыгрыше тактических действий звено командиров рот-взводов заставили действовать не по шаблону: думать, как обмануть противника, осуществить манёвр огнём и подразделениями, использовать приданные силы и средства. Учения стали состязательными, приняв образ военной игры командиров при выполнении тактических задач, где побеждает сильнейший, тот, кто думает нестандартно и всегда на шаг впереди «неприятеля».
В зимнем периоде обучения в соединениях и частях проведено более 12 тысяч мероприятий боевой подготовки. А это около 8 тысяч занятий по тактической подготовке, более 3 тысяч боевых стрельб, порядка тысячи занятий по вождению военной техники. С подразделениями в составе ротных и батальонных тактических групп проведено свыше 100 тактических и тактико-специальных учений, в том числе двусторонних.
Не менее продуктивен и летний период обучения. В июне, например, в войсках ЮВО проведено более 15 тысяч практических занятий по боевой подготовке, причём почти половина из них – ночью. Всего в летнем периоде обучения в соединениях и частях ЮВО пройдёт около 100 двусторонних ротных тактических учений, что позволит максимально задействовать ротные тактические группы общевойсковых и флотских объединений округа.
– А чем объяснить столь пристальное внимание со стороны командования ЮВО именно к подготовке ротного звена?
– Как показала практика ведения боевых действий в современных условиях, рота является ключевой тактической единицей на поле боя. Поэтому очень важно, чтобы ротный командир умел не просто уверенно ориентироваться в быстро меняющейся боевой обстановке, но и своевременно использовать основные и приданные силы и средства, грамотно управляя ими. Сейчас без этого нельзя. Сирия нам это продемонстрировала в полной мере. Скажем так – мы не отказываемся от прежних наработок в системе боевой учёбы войск, но вместе с тем динамично движемся вперёд. Совсем недавно основное внимание уделялось боевым стрельбам. Хотя при этом подразделения были ограничены в действиях. Сегодня мы отошли от этого в сторону широкой отработки тактики боевых действий.
Подчеркну – тактические и командно-штабные учения проводятся без утверждённых сценариев (посреднический аппарат создаёт обстановку, которая позволяет приблизить любой учебный бой к реалиям боя настоящего). В такой форме проведения учений заинтересованы сами командиры. Ведь никто не загоняет их в рамки, не навязывает сверху решений, не связывает тотальным контролем. Есть возможность проявить свои командирские навыки, блеснуть умением «просчитать» противника, грамотно управлять своими подчинёнными.
Говоря о значении ротной тактической группы в решении боевых или специальных задач, следует отметить, что её важность объясняется не неким прописанным в руководящих документах статусом, а широкими реальными возможностями. И вновь мы возвращаемся к опыту современных вооружённых конфликтов. Рота не может и не должна действовать в одиночку. Поэтому сегодня во время боя на командира мотострелковой роты замыкаются различные силы и средства: танки, артиллерия, авиация, беспилотники. Действуя в системе разведывательно-огневого (ударного) контура, ротный является своего рода «дирижёром», управляющим «симфонией» боя. Ему необходимо вести разведку, вскрывать позиции противника, наносить огневое поражение, совершать противоогневые манёвры. Важно, чтобы решение задач шло с малыми потерями и с сохранением боеспособности подразделения.

– Как при этом используется получаемый опыт боевой подготовки?

– Опыт каждого учебного боя учитывается при планировании последующих учений, что повышает качество мероприятий боевой подготовки и развивает нешаблонность действий командиров всех уровней. В период проведения учений командиры всех степеней первостепенное внимание сосредотачивают на развёртывании пунктов управления штаба руководства, обеспечении его техническими средствами наблюдения и объективного контроля. Кстати, средства объективного контроля – беспилотные летательные аппараты и купольные камеры активно применяются. Немаловажно то, что слаженно работают штабы руководства, вследствие чего подчинённым оперативно ставятся задачи с требуемой степенью детализации. Учитывается также вариантность действий противника и изменения обстановки.

– Какие наиболее значимые мероприятия учебно-боевой деятельности прошли на Юге России в обозначенном периоде?
– В зимнем периоде 2018–2019-го учебного года подготовка войск осуществлялась поэтапно в системе боевого слаживания – от отделения до батальонной тактической группы – и заканчивалась проведением двусторонних учений, в том числе командно-штабных на местности, тактических и специальных.
Выполнение плановых показателей боевой подготовки соединений и частей обеспечило рост интенсивности и масштабности основных мероприятий. Так, общий налёт лётного состава 4-й армии ВВС и ПВО ЮВО составил более 20 тысяч часов, наплаванность надводных кораблей Черноморского флота и Каспийской флотилии превысила в 1080 суток, достигнув 65 процентов от спланированного на год. Механики-водители боевой и автомобильной техники в среднем за полгода в сложных зимних условиях проехали на занятиях по вождению свыше 180 км.
С учётом двусторонности в зимнем периоде обучения проведено около 350 учений различного уровня. При этом в ротных тактических учениях было задействовано более 140 ротных тактических групп с привлечением свыше 70 тысяч военнослужащих. В батальонных тактических учениях приняли участие свыше 60 батальонов и приданных подразделений различных видов Вооружённых Сил и родов войск.

Двусторонние тактические учения обеспечили подготовку органов военного управления на едином оперативно-тактическом фоне по общему замыслу. С этой целью проведено более 500 командно-штабных тренировок и свыше 10 командно-штабных учений на местности.
В двусторонних учениях задействуются не только подразделения, но даже части и соединения. Под занавес зимнего периода обучения прошло двустороннее тактическое учение с дислоцированными в Чеченской Республике мотострелковыми полками полковника Романа Демурчиева и подполковника Сергея Шумейко. Переместившись на незнакомый полигон, мотострелки продемонстрировали высокое ратное мастерство и незаурядность при выполнении задач по предназначению. Особо хочется выделить командиров «воевавших» друг против друга полков, которые, управляя своими подчинёнными на «поле боя», применяли смелые и нестандартные решения. Именно к этому в боевой подготовке должны стремиться все командиры подразделений, частей и соединений.
По итогам зимнего периода обучения необходимо также отметить командиров мотострелковых бригад гвардии полковника Николая Мартынюка и полковника Романа Вяземского, командира горного соединения полковника Александра Саенко, командира мотострелковой дивизии генерал-майора Руслана Дзейтова и ряд других старших и высших офицеров.
– Вы следуете принципу «учить тому, что будет важно на войне»? Как это выглядит в системе боевой подготовки?
– Названный принцип заложен командирами в основу розыгрыша боевых действий. Иными словами, этапы учений соответствуют характеру местности, месту проведения учения, а также применению подразделений в соответствии с боевым предназначением.Сегодня в ходе учений активно используются воздушные посты наблюдения, которые позволяют получить целеуказания на сопровождение и поражение воздушных целей и беспилотных летательных аппаратов. В ходе принятия решений учитываются все виды всестороннего обеспечения, в том числе боевого обеспечения. Обстановка досконально анализируется, после чего разрабатываются решения на охрану и оборону при выдвижении, перемещении и занятии районов боевого предназначения.
В обязательном порядке применяются инженерная и РХБ разведка местности, фортификационное оборудование рубежей и позиций, маскировка, устройство сторожевых и наблюдательных постов, застав, секретов.В едином замысле отрабатываются задачи тылового обеспечения – размещение личного состава в полевых условиях, организация его питания, снабжения всеми положенными видами довольствия. Личный состав обучен способам выживания в сложных условиях – организации ночёвки, добычи тепла, воды и тому подобному. Развёртывается медицинское обеспечение – организуются медицинские пункты (посты), осуществляются эвакуация личного состава, оказание необходимой помощи.
В исходных районах и районах сосредоточения организованно осуществляется дозаправка машин горючим. Также в полевых условиях организуются техническое обслуживание и ремонт техники.
Военнослужащие обучены пошаговому выполнению мероприятий боевой готовности, действиям в составе штатных подразделений (тактических групп) и расчётов. Плановые занятия и тренировки позволяют дать им уверенные знания и привить практические навыки действий при приведении в высшие степени боевой готовности. Это было продемонстрировано при снятии техники с кратковременного хранения и выполнении алгоритма подготовки вооружения и военной техники к применению (выверке оружия и подготовке техники к совершению марша).

– Современные вооружённые конфликты ознакомили нас с такими терминами и понятиями, как «танковая карусель», «сирийский вал», тоннельные войны, минные шлагбаумы, «шахид-мобили». Изучается ли этот опыт в войсках? И насколько масштабно?
– В процессе учебно-боевой деятельности мы не просто знакомим военнослужащих с применяемыми в современных вооружённых конфликтах методами и формами ведения боевых действий. Любой яд должен нейтрализоваться соответствующим противоядием. Поэтому важно не просто знать, что это, но и уметь этому противостоять. Что, к примеру, даёт боевикам использование «шахид-мобилей» (мощных, начинённых взрывчаткой колёсных или гусеничных транспортных средств)? Ведь это не просто движущаяся на позиции или охраняемый объект «супербомба». Это таран, позволяющий пробить брешь в обороне. А ещё это обладающий деморализующим фактором способ нанесения ударов.
То же самое можно сказать о ведении террористами тоннельных войн, использовании в том числе и запрещённых международным правом форм ведения боевых действий. Поэтому нужно быть в готовности противостоять подобному. На учениях отрабатываются задачи по борьбе с «шахид-мобилями» силами и средствами ПЗРК и гранатомётчиков, выставляются минные шлагбаумы, применяются способы ведения противотуннельной войны. ЮВО одним из первых в Российской армии стал в ходе боевой учёбы отрабатывать такой приём, как «танковая карусель», использовать в качестве оборонительного средства так называемый сирийский вал. По-новому стали использоваться боевые возможности подразделений Сухопутных войск. Например, ведение танкистами огня по-артиллерийски (с закрытых огневых позиций, на большом удалении), работа различных подразделений в системе разведывательно-огневого и ударного контура, ведение контрснайперской борьбы, использование мотострелков в аэромобильных подразделениях в составе ротных тактических групп и многое другое. Всё это отрабатывается в ходе плановых занятий по боевой подготовке.

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда»

Kommentaarid